• из числа пенсионеров в РФ составляют женщины
  • россиян продолжают работать после выхода на пенсию
  • пенсий по старости ежегодно назначаются досрочно

Бесплатная консультация

онлайн-юриста

Задать вопрос

Софинансирование пенсии для работающих граждан

  • Свернуть
  • Развернуть
Навигация по статье
369 2

Программа софинансирования начала работать с 2008 года в связи с принятием Федерального закона № 56, регламентирующего порядок уплаты добровольных взносов в накопительной системе пенсионного обеспечения.

В настоящее время Программа действует только для лиц, вступивших в нее, обратившись с заявлением в ПФР, до 01.01.2015 года и совершивших первое перечисление взносов в размере не менее 2 000 рублей, до 31.01.2015 года.

Данная программа представляет собой один из видов формирования накопительной пенсии. Участие в ней дает возможность не только самому позаботиться о своей будущей пенсии, но и предусматривает при определенных условиях участие государства и работодателей, которым предоставляются определенные налоговые льготы.

Работодатель в случае своего участия в Программе получает дополнительный инструмент поощрения своих работников, причем сумма взносов, перечисленных работодателем в виде взносов по Программе софинансирования, при расчете прибыли включается в графу расходов.

  • В зависимости от категории участника, увеличение добровольного пенсионного взноса может быть от двух до четырех раз, но не более, чем на 12 000 рублей в год.
  • В случае применения повышенного софинансирования (взноса в 12 тыс. рублей) — не более 48 тысяч.

В случае смерти участника Программы накопленные им средства наследуются согласно действующему законодательства.

Программа государственного софинансирования пенсии

Целью программы государственного финансирования пенсий является увеличение размера будущих пенсионных выплат, которое должно быть достигнуто путем двукратного увеличения сумм перечисленных работником, на свой пенсионный счет.

  • Перечисление дополнительных взносов для участия в программе происходит на добровольной основе, а удвоение пенсионных накоплений граждан-участников программы производится за счет государственных бюджетных средств.
  • Источником финансовых средств со стороны государства является специально для этой цели созданный Фонд национального благосостояния.

Особые условия были предложены отдельным категориям пенсионеров, которые, имея пенсионные права, не обратились с соответствующим заявлением в органы ПФР. Для таких участников сумма добровольных взносов увеличивается в четыре раза при условии, что размер перечислений составляет от 2000 до 12 000 рублей в год. То есть, при перечислении 10 тысяч рублей, с участием государственного софинансирования, специальная часть индивидуального счета такого гражданина пополнится на сумму в 50 000 рублей.

Пенсионные выплаты, с учетом средств, накопленных путем участия в Программе, осуществляются при назначении накопительной пенсии.

Взносы для участия в программе

Порядок и условия, по которым осуществляется государственное софинансирование пенсии, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ в редакции от 04.11.2014 и с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2015 года.

Взнос участника программы софинансирования не может быть менее 2 тысяч рублей в год. Увеличение суммы перечислений происходит только, если участник программы вносит на свой накопительный счет сумму от двух до двенадцати тысяч рублей в год, которые могут быть перечислены как единовременно, так и частями или в виде ежемесячных взносов. Если сумма годовых взносов будет менее 2000 рублей, то такой взнос учтен не будет и увеличения не произойдет.

Размер добровольного страхового взноса участником программы софинансирования определяется самостоятельно, но государственный взнос не может превышать 12 000 рублей в год, а в случаях предусмотренных ч. 2 ст. 13 ФЗ № 56, когда участие государства устанавливается в повышенном размере — 48 000 рублей в год.

Повышенное софинансирование устанавливается при одновременном соблюдении следующих условий:

  • наличие права на страховую пенсию;
  • отказ от страховой и накопительной пенсии;
  • отказ от пенсионных выплаты, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 2 ФЗ № 360;
  • отказ от иной пенсии, включая ежемесячное содержание судьи в отставке.

Сроки вступления и окончания программы

Первоначально в соответствии с условиями, изложенными в ФЗ № 56, срок для вступления в данную программу был определен до 30 сентября 2013 года, и ее действие распространялось только на застрахованных лиц, обратившихся с заявлением до 1 октября 2013 года.

Однако законом № 345-ФЗ, вступившим в силу 05.11.2014, срок вступления в Программу софинансирования был продлен до 1.01.2015 года, уплата дополнительных взносов застрахованными должна была быть начата до 31 января 2015 года, при этом стартовый взнос мог быть сделан и гражданами, которые участвуя в программе с 2009-2014 гг. не сделали этого ранее.

Всем гражданам, которые вступили в Программу в период с 1.10.2008 по 31.12.2014, Правительство гарантирует в течение 10 летнего периода государственное участие в формировании накопительной пенсии, при условии уплаты первого взноса до 31.01.2015 года.

В настоящее время вступить в Программу нельзя, хотя любой гражданин может производить перечисление добровольных пенсионных взносов в целях формирования накопительной пенсии, но сумма накоплений увеличиваться уже не будет.

Изменения в программе софинансирования пенсий

В связи с принятием Федерального закона № 345 и в соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ № 56, участники Программы софинансирования, подавшие заявление после 5 ноября 2014 года могут рассчитывать на государственное участие только в том случае, если они на момент принятия Закона не являлись получателями:

  • любого вида пенсии, за исключением военной (МВД, ФСКН и т.д.);
  • пожизненного содержания, пребывающего в отставке судьи.

В случае, если лицу, вступившему в Программу до 1 октября 2013, на момент подачи заявления, уже был назначен какой-либо вид пенсии, то софинансирование производиться будет, но получить накопленные средства в качестве единовременной выплаты можно будет не один раз в 12 месяцев, как было ранее, а только один раз в пять лет.

Участие работодателя при внесении взносов

Работодатель может выступать не только в роли пассивного участника Программы софинансирования пенсии работников, перечисляя через свою бухгалтерию взносы, которые они выплачивают в ПФР, но и принимать активное участие, выступив третьей стороной в формировании их будущей пенсии.

  • Многими предприятиями, добровольные взносы для участия в Программе включались в соцпакет при составлении трудовых договоров с работниками.
  • Работодатель может подключиться к участию в Программе в любое время, при этом размер взносов не ограничивается.
  • Взносы на добровольное пенсионное страхование в пределах 12 000 рублей не подлежат обложению страховыми взносами и включаются в состав расходов при расчете налогообложения прибыли.

Участники Программы, которые производят перечисление взносов через работодателя, могут оформить налоговый вычет с суммы дополнительных взносов в пределах 12 тыс. рублей, обратившись в бухгалтерию.

Работодатели, перечисляющие дополнительные взносы за сотрудников, могут найти реквизиты получателя дополнительных страховых взносов на официальном сайте ПФ Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты дополнительных взносов

Уплата взносов добровольного страхования может осуществляться лично застрахованным лицом через кредитные учреждения на счета, реквизиты которых можно узнать:

  • в любом отделении Пенсионного Фонда;
  • через работодателя, предварительно обратившись в бухгалтерию.

Сотрудники бухгалтерии постоянно контактируют с органами Пенсионного Фонда и следят за всеми изменениями в законодательстве, благодаря чему имеют больше возможностей в плане обеспечения соблюдения пенсионных прав своих работников.

Уплата дополнительных взносов производится работодателем в бюджет ПРФ в том порядке и в тех же сроках, которые определены в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование (определяются законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ) — не позже 15-го числе месяца, следующего за месяцем, за который перечисляется платеж.

Участник программы, которым уже был внесен стартовый взнос может в любое время прекратить, а потом, определяя сроки уплаты по своему усмотрению, возобновить уплату страховых взносов на формирование накопительной пенсии по государственной программе софинансирования, но в пределах 10-ти летнего срока, на который рассчитано ее действие в отношении каждого гражданина, вступившего в Программу.

По истечении 10-летнего срока удвоение добровольных взносов будет прекращено, а все последующие перечисления, производимые застрахованным лицом или его работодателем, будут увеличивать накопительную пенсию уже без участия государства.

Пример

Иван Петрович, являясь получателем страховой пенсии с 25 января 2013 года и продолжая работать, обратился через бухгалтерскую службу своего предприятия в ПФР с заявлением о вступлении в Программу государственного софинансирования в целях уплаты дополнительных взносов для формирования накопительной пенсии 30 сентября 2013 года.

В начале 2014 был перечислен первый взнос в размере 5 тысяч рублей и еще 5 тысяч поступили на лицевой счет Петровича от работодателя, который принял решение о своем участии в софинансировании формирования пенсионных накоплений работника в качестве поощрения за его высокий профессионализм и многолетний добросовестный труд на предприятии.

Иван Петрович имеет право на государственную поддержку при формировании накопительной пенсии по данной Программе потому, что заявление на участие в ней было подано им до вступления в силу Федерального Закона № 345, то есть в срок, который был установлен ранее действующей редакцией Закона № 56 ФЗ и изменения, внесенные ФЗ № 345 в пункт 1 статьи 12 закона № 56 на него распространяться не могут.

Заключение

Смысл Программы государственного софинансирования состоит в том, чтобы создать материальную базу будущей пенсии, формируемую за счет перечисления взносов, сумма которых увеличивается государством.

  • Принимая решение о дальнейшем участии в государственной Программе софинансирования или о его прекращении, необходимо учитывать многие факторы, главным из которых является углубляющийся экономический кризис, который, однозначно, снизит доходность на инвестиционном рынке, участниками которого являются различные НПФ и УК, в распоряжении которых находятся финансовые средства граждан, осуществляющих формирование накопительных пенсий.
  • С другой стороны, непрерывное реформирование государственной системы пенсионного обеспечения, завершения которому в ближайшее время не предвидится, тоже не способствует росту доверия граждан. Особенно с учетом последних решений, связанных с «замораживанием» накопительных пенсий и отменой индексаций для отдельных категорий пенсионеров.

Однако, если работодатель принимает участие в формировании пенсионных накоплений своих работников, то это, безусловно, положительно отражается на микроклимате в коллективе и производительности труда.

369 2

Комментарии (2)

Показано из 2
Скрыть комментарии

Поделитесь своим мнением

Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей

или