Пенсионное обеспечение работающих пенсионеров
- Свернуть
- Развернуть
Нынешнее пенсионное законодательство потерпело серьезные изменения, связанные с пенсионной реформой 2015 года, однако пенсионное обеспечение работающих пенсионеров изменилось не столь сильно. Исключением составляет то, что с 2016 года отменили индексацию пенсии работающим получателям пенсионных выплат, но Правительство РФ обещает, что после выхода на пенсию вся индексация будет компенсирована.
В остальном, ничего отличающегося от неработающих лиц в установлении и расчете пенсионных выплат, у работающих пенсионеров нет.
Пенсионная реформа в России
Еще в 2013 году Правительством РФ было создано 2 совершенно новых пенсионных законодательства — законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», которые вступили в силу с начала 2015 года. Данные законодательства отменили существовавшую ранее «трудовую пенсию», которая состояла из страховой (включавшей фиксированный базовый размер) и накопительной части.
Теперь страховая и накопительная пенсия — это разные выплаты, которые регламентируются отдельными законодательными актами.
Многие считают, что данная реформа не внесла ничего положительного, так как порядок ее расчета изменился в более сложную сторону и формирование накопительной пенсии в Негосударственных пенсионных фондах (НПФ) не очень положительно скажется на бюджете страны. В связи с этим на данный момент еще не совсем понятно будущее таких изменений пенсионной системы.
Как реформа отразилась на размере пенсий?
При проведении пенсионной реформы основным изменением стала смена пенсионной формулы и порядка расчета, а также условий назначения пенсионной выплаты. Сейчас появились баллы, или индивидуальные пенсионные коэффициенты, которые зависят напрямую от официальной заработной платы и, следовательно, от страховых взносов, начисленных работодателем.
Новая пенсионная формула выглядит следующим образом (ст. 15 закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»):
СП = ИПК х СПК + ФВ,
где:
- СП — размер страховой пенсии;
- ИПК — количество пенсионных баллов (коэффициентов);
- СПК — стоимость ИПК на текущий год;
- ФВ — размер фиксированной выплаты.
Все пенсии после вступления в силу законов от 28.12.2013 N 400-ФЗ и N 424-ФЗ должны подвергаться перерасчету по новой формуле, тем не менее государство гарантирует сохранение всех пенсионных прав, приобретенных ранее. Таким образом, если расчетный размер пенсии окажется меньше ранее назначенного, то его оставят прежним.
Изменения претерпел и порядок расчета возмещения за нестраховые периоды. За каждый полный год иного периода дается 1,8 баллов(п. 12 ст. 15 закона от от 28.12.2013 N 400-ФЗ). Что касается ухода за ребенком, то имеется конкретный порядок расчета:
- За полный год ухода за первым ребенком дается 1,8 баллов;
- За полный год ухода за вторым — 3,6 баллов;
- За полный год ухода за третьим и последующим ребенком — 5,4 балла.
В отношении накопительной пенсии изменения затронули больше источники закрепления, чем расчет. Порядок расчета накопительной пенсии остался прежним (как при расчете накопительной части пенсии), изменилось лишь название, и появился единый нормативный акт, объединяющий все положения о ней.
Страховые пенсии работающих пенсионеров
После возникновения право на получения пенсии остается возможность у пенсионеров продолжать свою трудовую деятельность, тем самым увеличивать период начисления страховых взносов за свою работу и этим повышая конечный размер выплат.
Формула назначения страховой пенсии изменилась — все пенсионные права граждан переводятся в баллы, тогда как ранее преобразовывались в пенсионный капитал.
Статьей 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок назначения страховой пенсии, согласно которой она устанавливается по данным, находящимся в распоряжении органов Пенсионного фонда. На сегодняшний день этот пункт пока не совсем актуален, так как существуют граждане, имеющие стаж работы до 2002 года, то есть отраженный в трудовых книжках, гражданско-правовых договорах, справках о стаже. Эти документы достоверны и находятся у самих граждан.
Сейчас применяется система персонифицированного учета, с помощью которой возможно электронно учитывать пенсионные права и назначать выплаты, что очень упростило процедуру установления пенсии.
Увеличение пенсии по старости
При проведении реформы все выплаты были переведены в баллы. Согласно законодательства выплаты, которые при перерасчете уменьшались, сохранили в прежнем более высоком размере. Кроме того, ежегодно в августе производится перерасчет страховой пенсии по данным персонифицированного учета. Если у пенсионера есть неучтенные взносы на 31 декабря предыдущего года, то они переводятся в пенсионные коэффициенты и пенсия с учетом стоимости пенсионного коэффициента пересчитывается с января текущего года. Причем максимальное значение баллов при перерасчете:
- 3 балла — для лиц, у которых все взносы перечисляются на финансирование только страховой пенсии;
- 1,875 баллов — для лиц, у которых взносы направлены на финансирование страховой пенсии, а также на формирование накопительной пенсии.
В том случае, если обнаружены взносы, перечисленные работодателем и не учтенные при первоначальном назначении, перерасчет производится с первоначального срока установления пенсии.
Законодательством также предусмотрено увеличение стоимости пенсионного коэффициента 1 февраля. Однако отметим, что изменение стоимости пенсионного коэффициента — это по сути та же индексация пенсионного обеспечения, что и была раньше.
Формирование накопительной пенсии
Накопительную пенсию по году рождения до 2015 года формировало трудоспособное население 1967 года рождения и моложе. В период с 2002 года по 2005 год взносы на накопительную пенсию перечисляли мужчины 1953 года рождения и моложе, и женщины 1957 года и моложе. Поэтому в указанный выше промежуток времени работающее лицо формировало накопительную пенсию.
Сегодня существует несколько видов выплат, сформированных из взносов на накопительную пенсию:
- единовременная выплата;
- срочная выплата;
- накопительная пенсия как таковая (пожизненная выплата).
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» порядок установления каждой из выплат индивидуален и имеет много нюансов.
Корректировка размера пенсионного обеспечения
С 2015 года перед трудоспособным населением 1967 года рождения и моложе был поставлен выбор — осуществлять формирование накопительной пенсии или не осуществлять:
- лица, которые изъявили желание перечислять взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — автоматически формируют накопительную пенсию;
- лица, которые не подали никаких заявлений — автоматически отказались от формирования накопительной пенсии;
- лица, которые свои взносы хранят в государственном Пенсионном фонде и подали заявление на формирование накопительной пенсии или отказ данного (сделали выбор письменно).
Однако по экономическим соображениям, а также до того, как НПФ смогут создать условия для сохранения перечисленных им взносов в интересах соблюдения пенсионных прав застрахованных граждан, введен мораторий на формирование накопительной пенсии. То есть пока все страховые взносы идут на финансирование страховой пенсии.
Как и страховая, накопительная пенсия так же подлежит корректировке. Она производится с первого августа года, при которой учитываются уплаченные взносы на накопительную пенсию, неучтенные ранее. Для этого устанавливаются неучтенные взносы, они делятся на ожидаемый период, действующий на 31 июля года, в котором производится перерасчет.
Накопительная выплата с учетом корректировки выплачивается через 2 месяца, после вынесения органом Пенсионного фонда решения об удовлетворении в перерасчете.
Отмена индексации пенсий работающих в 2019 году
С 2016 года работающим пенсионерам отменили индексацию пенсионной выплаты, причем такое решение продлено вплоть до 2019 года. Это положение закреплено в статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Данное нововведение объясняется тем, что у работающих пенсионеров размер материального обеспечения выше, чем у неработающих, и они не так сильно нуждаются в индексации выплат. Также в данное время бюджет страны очень нестабильный, поэтому необходимо искать направления экономии.
Пенсионерам в период их работы пенсия выплачивается без учета индексации, причем иные повышения, предусмотренные законом, должны быть произведены. К таким повышениям относятся:
- увеличение фиксированной выплаты (ФВ) в связи с нахождением на иждивении пенсионера нетрудоспособного ребенка;
- повышение ФВ в связи с достижением 80-летнего возраста;
- увеличение ФВ в связи с изменением группы инвалидности;
- перерасчет страховой пенсии в связи с предоставлением неучтенного ранее дополнительного стажа или заработка и т.д.
Пенсия после увольнения работающего пенсионера
При первоначальной индексации с 1 февраля 2016 года устанавливался факт работы на 31 декабря 2015 года. Факт работы пенсионера органы Пенсионного фонда определяют ежемесячно исходя из индивидуальных сведений, предоставляемых работодателем. Кроме того, пенсионер вправе самостоятельно обратиться с заявлением о перерасчете пенсии в связи с оставлением работы, когда поступят индивидуальные сведения (ИС), в которых отражен факт увольнения пенсионера, осуществляется перерасчет пенсии.
При увольнении пенсионера его пенсионная выплата подлежит увеличению. При начале работы вновь пенсия выплачивается в том размере, котором выплачивался на день, предшествующий возобновлению трудовой деятельности.
Все такие перерасчеты осуществляются с месяца, следующего за месяцем наступления ИС. При выявлении факта работы после индексации переплата не взыскивается с пенсионера.
Социальная доплата к пенсии работающим пенсионерам
Когда у гражданина его пенсионная выплата не достигает прожиточного минимума, то к пенсии назначается социальная доплата. В зависимости от размера прожиточного минимума устанавливается региональная или федеральная доплата.
- Если прожиточный минимум в регионе выше, чем по всей стране, то устанавливается региональная социальная доплата.
- Если наоборот — соответственно, федеральная социальная доплата.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата назначается гражданам, не осуществляющим трудовую деятельность, с учетом мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину. Таким образом, работающим пенсионерам доплачивать к сумме пенсионного обеспечения не положено.
Доплата введена с января 2010 года и назначается с месяца, следующего за месяцем обращения. При обнаружении факта работы в период получения социальной доплаты, переплаченные суммы взыскиваются за весь период трудовой деятельности.
Заключение
Осуществлять трудовую деятельность или нет — получателю выплаты следует выбирать самостоятельно. Преимущества в каждой ситуации свои. Индексация выплат возможна только неработающим пенсионерам, социальная доплата при низком размере устанавливается так же только гражданам, не осуществляющим трудовую деятельность. Однако порядок назначения пенсии не зависит от факта осуществления трудовой деятельности.
- Основным нововведением реформы стали страховая и накопительная пенсии, которые ранее были в составе одной выплаты, как ее части. Страховая пенсия назначается с учетом индивидуальных пенсионных коэффициентов. Если пенсия, установленная ранее 2015 года, при переводе ее в баллы уменьшалась, при реформе была сохранена в прежнем более высоком размере.
- Чем больше заработная плата и соответственно страховые взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, тем больше индивидуальных пенсионных коэффициентов набирает гражданин и тем больше он может рассчитывать на высокий размер пенсионных выплат.
- За всю трудовую деятельность чтобы иметь право на пенсионное обеспечение необходимо набрать минимум 15 лет страхового стажа, достигнуть 55-летнего возраста женщинам и 60-летнего возраста мужчинам и иметь не менее 30 баллов.
- Пенсионная реформа, как многие граждане думают, заключается не в отмене индексации пенсии работающим лицам, а в введении новой пенсионной формулы.
Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей
или
Комментарии (3)
У меня сама пенсия ниже прожиточного минимума, хотя имею звание «Ветеран труда», и я сейчас не работаю. Обратилась с заявлением о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии в органы Пенсионного фонда, однако мне сказали, что она составила 0 рублей. Правильно ли это?
В соответствие со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при установлении социальной доплаты учитываются кроме пенсии и меры социальной поддержки. К мерам социальной поддержки относятся:
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в целом по Российской Федерации. Она устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера.
Видимо, у Вас общая сумма материального обеспечения превысила прожиточный минимум, в связи с этим социальная доплата Вам и не устанавливается.
Вы не задумывались — а почему работают пенсионеры?
Ответ — потому что на так называемую «пенсию» невозможно прожить, только голодать на 7500 рублей в месяц. Пусть проживут на эту сумму в месяц руководители ПФ и депутаты ГД.