• из числа пенсионеров в РФ составляют женщины
  • россиян продолжают работать после выхода на пенсию
  • пенсий по старости ежегодно назначаются досрочно

Бесплатная консультация

онлайн-юриста

Задать вопрос

Пенсионная реформа

  • Свернуть
  • Развернуть
Навигация по статье
5 590 6

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на размер будущей пенсии.
  • Кроме того, более поздний выход на пенсию по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный вариант пенсионного обеспечения.

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах, а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при назначении пенсии.

Важным новшеством стала и возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют страховые взносы для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты, из которых 6% — солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам:

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается только страховая выплата. Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

В отличие от страховой, накопительная пенсия, которая формируется из 6% уплаченных взносов, не индексируется государством. Пенсионные вложения могут быть даже убыточными, что отразится на размере выплаты.

Законы, принятые при пенсионной реформе

В преддверии новой реформы в 2013 году правительством была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, предусматривающая переход на новый принцип формирования и расчета пенсий.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах».

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений, что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года новый порядок расчета пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • возраст выхода на заслуженный отдых остался неизменным в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность минимального стажа составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

где:

  • СП — сумма страховой пенсии;
  • ФВ — размер фиксированной суммы;
  • ИПК — сумма накопленных баллов;
  • СПК — стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды, такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Стоимость одного балла ежегодно индексируется правительством. При назначении пенсии накопленные коэффициенты будут переведены в рубли исходя из стоимости ИПК в году выхода на заслуженный отдых.

Стоит отметить, что такие параметры, как ФВ и ИПК, могут быть увеличены за счет повышающих коэффициентов, если гражданин отложит свой выход на пенсию на более поздний срок.

Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 2015 года

Представленная выше формула полностью относится к расчету пенсионных выплат тем, кто только начинает трудовую деятельность в 2015 году. Для тех же, кому до пенсии осталось немного времени (или она уже была назначена), накопленные до этого права тоже переведут в баллы, а далее будут считать по новым правилам. Такой перевод и называется конвертацией.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года, будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет.

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения:

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. — это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства, но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году.

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена — до 70 лет, для остальных — до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года.

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан. Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была отменена индексация тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена только неработающим по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют упрощенный отчет, своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году, при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений. Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую лицензию от ЦентроБанка РФ.

Последние новости пенсионной реформы

На фоне кризиса примечательно, что на ряду с начавшейся в 2015 году пенсионной реформой правительство продолжает вносить изменения в существующее положение дел, чтобы не только поддержать, но и попытаться оживить действующую систему.

В первой половине 2016 года Министерство финансов РФ внесло предложения правительству, состоящий на этот раз из следующих пунктов:

  1. вернуть единый социальный налог (причем взимать его со всей зарплаты) и передать сбор страховых взносов налоговой службе;
  2. сократить индексацию в 2017 году;
  3. повысить возраст выхода на пенсию, уровняв его и для мужчин, и для женщин до 65 лет (с постепенным увеличением на 6-12 месяцев в год);
  4. отменить работающим пенсионерам выплату в полном объеме или хотя бы базовой суммы пенсии;
  5. отменить пенсию, выплачиваемую досрочно в связи с вредными и опасными условиями труда, при этом повысив и стаж, необходимый для назначения досрочных выплат медицинским, педагогическим и творческим работникам;
  6. установить добровольный принцип накопительных взносов, при этом освободив их от уплаты НДФЛ и приняв меры к возможности их досрочного использования.

Данные предложения рассматривались в правительстве, но на данный момент решений никаких не принималось. Возможно, к рассмотрению вернутся еще в 2018 году.

Заключение

Вступившие с января 2015 года новые правила формирования пенсионных прав граждан призваны были сократить дефицит на выплату текущих пенсий, повысить ответственность граждан за свой будущий пенсионный капитал и позволить правительству эффективно выполнять пенсионные обязательства.

  • Принятые нововведения привели к разделению трудовой пенсии на две выплаты: страховую и накопительную.
  • По каждой из них был принят новый порядок расчета и изменены условия назначения, но в ходе реформ правительству потребовалось вносить коррективы.

Очевидно, что предпринятые меры по введению моратория на пенсионные накопления и отмена индексации работающим пенсионерам не могут существенно улучшить и без того шаткое положение дел. Необходимы кардинальные перемены и дальнейшее реформирование существующей пенсионной системы.

5 590 6

Комментарии (6)

Показано 6 из 6
  • Анастасия

    Добрый день! Читаю разъяснительную информацию о новой формуле расчета пенсии и не могу понять в чем разница между индивидуальным коэффициентом и пенсионным баллом. Объясните, пожалуйста, чем они отличаются и как учитываются при назначении пенсии.

    ответить
    • Юлия

      Добрый день! Как Вы наверно уже успели заметить, в новом законе «О страховых пенсиях» вводится понятие «индивидуального пенсионного коэффициента». Его величина определяется за каждый год трудовой деятельности гражданина и зависит от перечисляемых страховых взносов на его лицевой счет. В неофициальной литературе данное понятие заменяется пенсионным баллом, то есть оба они равнозначны и ничем не отличаются друг от друга.

      Все накопленные коэффициенты (или баллы) суммируются к моменту выхода на заслуженный отдых и умножаются на стоимость одного такого балла, определяемую ежегодно правительством с учетом роста цен и среднемесячной зарплаты по стране. В 2016 году этот параметр равен 74,27 руб. Важно, что индивидуальные коэффициенты начисляются и в нестраховые периоды, такие как отпуск по уходу за ребенком, уход за ребенком-инвалидом, служба в армии по призыву, за гражданином, достигшим 80 лет.

      ответить
  • Галина Семеновна

    Подскажите, пожалуйста, как считается пенсия женщинам, проходившим военную службу? Я 1962 года рождения вышла на пенсию 12 января 2017, Мне посчитали общий стаж без учета лет военной службы. Правильно ли это?

    ответить
    • Юлия

      На самом деле, если не хватает периодов службы для назначения пенсии по выслуге лет, то периоды службы должны перевести в пенсионные коэффициенты. В соответствии с ч. 12 ст. 15 закона «О страховых пенсиях» за один год службы начисляется 1,8 пенсионных коэффициентов. Однако это правило касается только периодов службы, проходившей не ранее чем с 1 января 2002 года. Если военная служба осуществлялась ранее, то ее, к сожалению, Вам не засчитают, если позже — то обратитесь с военным билетом в отделение ПФР по месту жительства.

      ответить
  • Александр

    Здравствуйте! Ответьте мне, если сможете. До 2001 г. я проработал на шахте в качестве проходчика 9 лет и 2 месяца, в пенсионом мне сказали, если бы был стаж 10 лет, то пенсия была бы на много выше. А разве забойный стаж не идет за один год прибавка 3 месяца? Сейчас на пенсии шахтовый стаж больше 21 года, да и водительский больше 10 лет, не пойму почему пенсия 10 т. рублей сейчас у меня.

    ответить
  • Сергей Сергеич

    Проясните, пожалуйста, ситуацию с начислением баллов или учетом в стажевом коэффициенте не страховых периодов безработицы (получение пособия в ЦЗ с 2002 до 2015 года после или между периодами работы) или они никак не учитываются? Как трактовать положения ст. 17 закона о трудовых пенсиях и ст. 12 закона о страховых пенсиях об учете всех параметров в расчетных формулах на дату перерасчета?

    ответить

Поделитесь своим мнением

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей

или

+ +