Регистрация ИП и других самозанятых граждан в Пенсионном фонде
Согласно Федеральному закону № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года граждане, осуществляющие трудовую деятельность, должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). В соответствии с законодательством РФ за наемных работников работодатели обязаны уплачивать в ПФР страховые взносы.
Граждане, работающие «на себя», также должны пройти регистрацию в ПФР и уплачивать взносы, но в этом случае самостоятельно. При этом если у предпринимателя заключен трудовой договор с другими лицами, то помимо взносов за себя он, как работодатель, обязан перечислять средства и за своих сотрудников.
Кроме этого, в зависимости от того, есть у предпринимателя в подчинении лица или нет, может возникнуть обязанность прохождения регистрации в иных внебюджетных фондах.
Однако, вне зависимости от наличия наемных работников, все предприниматели обязаны уплачивать взносы в ПФР за себя в виде фиксированного платежа. При этом делать это нужно на протяжении всего времени, пока гражданин официально числится предпринимателем.
Кто такие ИП и в чем отличие от самозанятых граждан?
Законодательство Российской Федерации в системе обязательного пенсионного страхования выделяет две группы страхователей:
- производящие выплаты своим работникам (работодатели);
- занимающиеся частной практикой (самозанятое население).
Все страхователи обязаны уплачивать за себя и за своих работников страховые взносы. Однако самозанятые граждане не имеют наемных работников, поэтому делают взносы только за себя.
Любой гражданин может открыть свое дело и зарегистрироваться в государственных органах как индивидуальный предприниматель (ИП). Данная форма регистрации позволяет гражданину оставаться физическим лицом, давая право при этом осуществлять коммерческую деятельность. ИП также являются страхователями и, в зависимости от того, есть у них наемные работники или нет, могут относиться как к первой категории, так и ко второй.
При этом предприниматель может одновременно относиться и к одной, и к другой группе. Так если ИП нанял гражданина, он обязан в определенные сроки зарегистрироваться и как страхователь, производящий выплаты. Другими словами, заключение трудового договора хотя бы с одним работником, обязывает ИП уплачивать страховые взносы не только за себя, но и за него.
Где должны регистрироваться индивидуальные предприниматели?
Индивидуальные предприниматели проходят регистрацию в следующих государственных органах:
- Федеральная налоговая служба (ФНС);
- Пенсионный фонд России (ПФР);
- Фонд социального страхования (ФСС);
- Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Все индивидуальные предприниматели, независимо от того, имеют они работников или нет, должны быть зарегистрированы в ФНС и ПФР. Регистрация в налоговой службе необходима для уплаты подоходных налогов, в пенсионном фонде — для формирования будущей пенсии за счет страховых взносов.
Регистрация в ФСС является обязательной только для тех лиц, которые производят выплаты другим гражданам (имеющие работников), и представляет собой страхование сразу по двум видам:
- на случай временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством;
- от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данное страхование является особой гарантией, что при наступлении таких случаев права работников не будут ущемлены. Поэтому после принятия на работу первого сотрудника ИП обязан в течение десяти дней зарегистрироваться в ФСС. В противном случае законодательством РФ предусмотрен штраф. Также по желанию предприниматель может застраховать в ФСС себя.
Нужно ли ИП регистрироваться в ПФР?
Все индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы в Пенсионном фонде РФ. Это является подтверждением того, что гражданин официально осуществляет трудовую деятельность и делает отчисления в ПФР в виде страховых взносов, которые формируют будущее пенсионное обеспечение.
Если ИП относится к самозанятому населению, то его регистрация в пенсионном фонде происходит автоматически после регистрации в налоговой инспекции. Если же предприниматель имеет в подчинении сотрудников, то он обязан зарегистрироваться в ПФР как работодатель самостоятельно сразу после того, как принял на работу первого работника. В противном случае к ИП будут применены штрафные санкции.
Документы, необходимые для оформления гражданина в качестве предпринимателя или самозанятого гражданина
Для того чтобы зарегистрироваться в качестве ИП в налоговой инспекции, необходимо представить в ФНС по месту постоянной регистрации или в Многофункциональный центр (МФЦ) следующие документы:
- соответствующее заявление по форме № Р21001;
- копию паспорта гражданина РФ;
- квитанцию об оплате государственной пошлины (800 рублей).
Также стоит отметить, что подать документы можно и по месту пребывания (по месту временной прописки), однако данное возможно только в том случае, если у гражданина отсутствует постоянная регистрация.
После принятия регистрирующий орган выдает на руки расписку в получении. Если все документы в порядке, то через три рабочих дня гражданин получает главный документ — лист записи ЕГРИП (выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей). После этого, органы ФНС передают всю информацию и документы о предпринимателе в Пенсионный фонд России, который регистрирует его в качестве ИП.
В случае если предприниматель заключает трудовой договор с другим физическим лицом, то он обязан самостоятельно в течение тридцати рабочих дней обратиться в ПФР по месту прописки или по месту проживания и в ФСС для регистрации себя в качестве работодателя, представив вместе с соответствующим заявлением копии:
- свидетельства ЕГРИП;
- паспорта;
- ИНН;
- трудовых договоров с наемными работниками.
Как правило, после принятия документов ПФР регистрирует предпринимателя в течение пяти дней.
Законодательство нашей страны разрешает осуществить подачу документов через законного представителя. Однако в этом случае необходимо дополнительно представить соответствующую доверенность, которая дает право на это, паспорт представителя. Кроме этого заявление и копии документов должны быть нотариально заверены.
Взносы в пенсионный фонд в 2017 году для ИП без работников
ИП, как без наемных работников, так и с ними, должны уплачивать фиксированные платежи (отчисления на обязательные виды страхования) непосредственно за себя. Оплату в обязательном порядке должны производить все предприниматели.
Приостановить уплату этих взносов можно только в том случае, если предприниматель занят уходом за ребенком до трех лет (престарелым лицом, инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом), а также в случае прохождения службы в армии.
Если доход предпринимателя за год составляет менее 300000 рублей, то размер платежа будет зависеть от даты регистрации ИП и от МРОТ. Взносы на пенсионное страхование будут составлять 26%, от действующего МРОТ за каждый месяц года.
Таким образом, размер фиксированных платежей в ПФР рассчитывается по следующей формуле:
ФП = (МРОТ × 26%) × МЕС,
где
- ФП — фиксированный платеж в ПФР (с 2017 года в ФНС);
- МРОТ — минимальный размер оплаты труда;
- МЕС — количество отработанных в году месяцев.
С первого января 2017 года МРОТ составляет 7500 рублей. Таким образом, фиксированный платеж за один полный год (12 месяцев) будет составлять:
ФП2017 = (7500 × 26%) × 12 = 23400 рублей.
При этом ИП без наемных работников имеют право уплачивать только в Пенсионный фонд и в ФОМС (ст. 430 НК РФ), так как регистрация в ФСС не является обязательной. Предпринимателям, зарегистрированным в ФОМС, необходимо к взносам по ОПС дополнительно уплачивать на медицинское страхование 5,1% от действующего МРОТ также за каждый месяц года. Таким образом, величина взноса в 2017 году будет составлять:
ФП2017 = (7500 × 5,1%) × 12 = 4590 рублей.
Разрешается производить оплату как сразу за весь год, так по кварталам. Главное — оплатить взносы до 31 декабря текущего года. При этом желательно сделать это до 20 декабря, чтобы деньги вовремя поступили на счет.
Если годовой предпринимательский доход превышает 300000 рублей, то ИП обязан уплачивать 1% от суммы дополнительного дохода. Оплатить его нужно до первого апреля следующего года.
Стоит отметить, что в 2017 году фиксированные платежи в Пенсионный фонд России будут производиться через налоговую инспекцию, а не в ПФР, как это было ранее. То есть в платежных документах теперь необходимо будет указывать ИФНС в качестве получателя.
Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей
или
Комментарии (4)
Я индивидуальный предприниматель. Уже несколько лет занимаюсь торговлей. За 2016 год у меня числится небольшая задолженность перед Пенсионным фондом. Я готова ее погасить, но не знаю как. То есть, я слышала, что теперь нужно платить не в ПФР, а в налоговую. На какой счет мне нужно перечислить деньги?
В настоящее время с 2017 года обязанность по перечислению средств в ПФР и ФОМС лежит на Федеральной налоговой службе. Да, действительно, теперь при уплате фиксированных платежей нужно в качестве получателя указывать ФНС. Однако это правило распространятся на тех плательщиков, которые делают взносы за 2017 год. Таким образом, Вам при оплате суммы за предыдущий 2016 год в качестве получателя необходимо указывать реквизиты Пенсионного фонда РФ. А вот когда Вы будете платить за 2017 год, тогда уже нужно будет указывать реквизиты налоговой службы.
Я являюсь ИП, есть свое ателье и уже около 7 лет работаю на себя, одна. При этом регулярно без просрочек делаю отчисления во всевозможные фонды. Это и ФСС, и ПФР, и негосударственный пенсионный фонд, и т.д. Летом этого года у меня родится ребенок. В связи с этим я хочу приостановить деятельность ателье минимум на полгода, но не хочу его закрывать совсем. Могу ли я не платить это время фиксированные платежи?
Да, в законодательстве РФ имеется исключение в отношении индивидуальных предпринимателей, занимающихся уходом за ребенком. Вы можете в течение этого времени после родов не уплачивать фиксированные платежи в ПФР и ФОМС, приостановив деятельность своего ателье, не ликвидируя при этом ИП. То есть деятельность ИП должна быть «заморожена» — нельзя будет заключать договора, перечислять средства на счета и т.д.