Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР)
Основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда России (ПФР) являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.
Закон о бюджете ПФ, являясь нормативным актом федерального уровня, поступает в Правительство РФ от страховщика, после чего вносится на рассмотрение Государственной Думы и, пройдя процедуру одобрения Советом Федерации, подписывается Президентом и принимается к исполнению.
- В связи с экономическим кризисом и связанным с ним падением фонда оплаты труда, которое продолжается в настоящее время, а также сокращением количества рабочих мест дефицит бюджета ПФР продолжает увеличиваться.
- Причем, конкретные цифры дефицита разнятся в изложении Минтруда, Пенсионного Фонда и заявлениях его главы А. Дроздова.
Но, несмотря на проблемы с наполнением бюджета, на следующий год запланировано проведение индексации пенсий на уровень инфляции. Такие же меры по повышению пенсионных выплат содержаться в проектах на 2018 и 2019 годы.
Согласно заявлениям, сделанным руководителем ПФР А. Дроздовым, в ближайшие три года индексирование пенсий будет производиться только на уровень роста потребительских цен. Апрельской дополнительной индексации, которая ранее проводилась в зависимости от доходов ПФР, может не быть по причине растущего бюджетного дефицита.
Порядок формирования бюджета ПФР (доходы)
Основными источниками средств для формирования бюджета Пенсионного Фонда являются:
- перечисляемые работодателями и частными предпринимателями по утвержденным законом тарифам и в определенные сроки, страховые пенсионные взносы;
- дополнительные взносы, поступления от которых идут на выплату досрочных пенсий, уплачиваемые работодателями, имеющими рабочие места с опасными и вредными условиями труда;
- сумма пеней и других финансовых санкций, наложенных на недобросовестных плательщиков взносов;
- инвестиционные доходы, полученные в результате размещения временно свободных финансовых средств;
- добровольные взносы, поступающие физических лиц и предприятий, не являющихся страхователями или застрахованными;
- трансферты из государственного бюджета, за счет которых производятся выплаты по государственному пенсионному обеспечению и компенсируются выпадающие доходы;
- иные источники не запрещенные законодательно.
Сам порядок формирования бюджета ПФР определяется условиями, изложенными в статье 17 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию
Порядок уплаты и тарифы страховых взносов по программе ОПС устанавливается законом также законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ.
По системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) плательщики (страхователи) производят ежемесячные перечисления взносов в бюджет Пенсионного Фонда по следующим тарифам:
Условия и категории плательщиков | Тариф |
---|---|
Основной | 22% + 10% |
Для организаций и ИП: применяющими УСН (упрощенную систему налогообложения); осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания населения; научно-исследовательскими, образовательными, относящимися к сфере охраны здоровья и фармакологии | 20% |
Для предприятий и организаций, выплачивающих зарплату экипажам судов, за исключением нефтеналивных танкеров | 0% |
Для субъектов хозяйственной деятельности, учредителями которых выступают бюджетные и автономные научные организации | 8% |
Для резидентов ОЭЗ и предприятий, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность | 8% |
Для организаций, работающих в сфере ИТ | 8% |
Для участников проекта «Сколково» | 14% |
Для участниками СЭЗ на территории республики Крым и г. Севастополя | 6% |
Для резидентов «Территорий опережающего развития» | 6% |
Для резидентов порта «Владивосток» | 6% |
Функция по контролю над соблюдением порядка и сроков уплаты страховых пенсионных взносов возложена на ПФ РФ.
Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Еще одним источником пополнения бюджета ПФР служат трансферты из федерального государственного бюджета, за счет которых:
- происходит финансирование выплат по государственному пенсионному обеспечению;
- компенсируются выпадающие доходы ПФ в связи с установлением для отдельных категорий плательщиков пониженных страховых тарифов;
- возмещаются расходы на выплату страховых пенсий в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов (служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и т.п.);
- производятся федеральные доплаты пенсионерам, размер пенсий которых не достигает величины прожиточного минимума, установленного для этой категории граждан по Российской Федерации.
Объем трансферта, направляемого из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ на ОПС, определяется как разница между суммой доходов ПФР, полученных от перечисления страховых взносов и расходов на выплату страховых пенсий, включая фиксированную выплату к ней, с учетом индексаций, производящихся ежегодно:
- 1 февраля — на уровень инфляции за прошедший год;
- 1 апреля — исходя из уровня доходов бюджета Пенсионного Фонда.
Расходы Пенсионного фонда России
Порядок расходования бюджетных средств, Пенсионного Фонда, имеющих целевое назначение, регламентируется статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ.
Средства бюджета ПФР направляются на:
- выплату страховых пенсий по программе ОПС;
- доставку пенсионных выплат;
- содержание центрального аппарата управления и территориальных органов Фонда, включая финансовое, материальное и техническо-информационное обеспечение его текущей деятельности;
- уплату страховых взносов в Фонд гарантирования пенсионных накоплений;
- на перевод средств в НПФ (негосударственный пенсионный фонд), в случае формирования застрахованным лицом пенсионных накоплений;
- иные цели в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
Расходы средств бюджета ПФР, которые не были предусмотрены на текущий год, могут осуществляться только после внесения в соответствующий закон соответствующих изменений.
Дефицит бюджета Пенсионного Фонда, возникающий в результате неполной или несвоевременной уплаты страхователями пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование, компенсируется за счет государственных средств в соответствии с федеральным законом о бюджете.
Закон о бюджете Пенсионного фонда РФ
Бюджет Пенсионного Фонда составляется страховщиком на следующий финансовый год с обязательным учетом сбалансированности доходной и расходной его частей и вступает в силу после представления проекта закона Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы, одобрения Советом Федерации и подписания его Президентом РФ.
Одновременно с принятием вышеуказанного Закона на следующий год, осуществляется бюджетное планирование и на два последующих финансовых года.
Законом о бюджете ПФР определяются его общие характеристики:
- сумма прогнозируемых доходов с учетом межбюджетных трансфертов;
- объем расходов с учетом межбюджетных трансфертов;
- размер дефицита бюджета.
Также оговариваются некоторые особенности:
- исполнения бюджета;
- расходования средств в целях обеспечения деятельности центрального аппарата и территориальных подразделений Фонда;
- расходования средств в сфере реализации социальной политики.
Закон о бюджете Пенсионного Фонда является нормативным актом федерального уровня. В настоящее время бюджета Пенсионного Фонда исполняется в соответствии с условиями, изложенными в тексте Федерального закона РФ от 19.12.2016 года № 416-ФЗ.
Дефицит средств ПФР в 2015 и 2016 году
Важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета.
Главной причиной такого положения служит резкое сокращение количества рабочих мест и фонда оплаты труда, возврат к «серым» схемам выплаты заработной платы и, как следствие, уменьшение суммы страховых взносов, поступающих в Пенсионный Фонд.
Дефицит бюджета ПФР в 2015 году составил 543,7 млрд. рублей, который был покрыт межбюджетным трансфертом.
Собранных Фондом в виде страховых взносов средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с досрочным выходом на пенсию, пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается, что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета.
Исходя из заявлений главы ПФР А.В. Дроздова, в ходе Петербургского экономического форума дефицит бюджета в 2016 году составил 0,8 трлн рублей, что связано с дальнейшим углублением экономического кризиса, который ведет к дальнейшему сокращению суммы страховых взносов, поступающих от работодателей.
Одной из мер, направленных на обеспечение устойчивости системы ОПС, согласно ст. 19 Закона № 167 от 15.12.2001, является создание резерва бюджета ПФР.
Формирование бюджета на 2017 год
В 2017 году прогнозирования расходования средств ПФР происходило на фоне продолжающегося увеличения количества пенсионеров и снижающейся величины трудящихся граждан, а значит и уменьшения финансовых поступлений в виде страховых взносов.
Министерством труда РФ на сайте нормативных документов был опубликован проект бюджета ПФ на 2017 год и плановые проекты на 2018 и 2019 годы, где:
- прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
- расходная его часть — 8,5 трлн. рублей.
Согласно содержанию документа, ожидаемый дефицит бюджета Фонда составит 181,7 миллиарда рублей.
Однако после издания и принятия соответствующего закона прогнозы стали еще менее утопичны: прогнозируемый объем доходов составил 8,36 трлн. рублей, объем расходов — 8,58 трлн. рублей, а дефицит бюджета сильно увеличился и составил 220,43 млрд рублей. Тем не менее, в 2017 году планируется проведение индексации пенсий на размер инфляции.
Согласно заявлению главы Пенсионного Фонда А. Дроздова, сделанному им 30 сентября 2016 года, в период 2017 — 2019 гг. пенсионные выплаты будут индексироваться только в соответствии с ростом потребительских цен.
В конце августа Правительством РФ было заявлено о замене второй индексации на разовую выплату в размере 5 тысяч рублей всем пенсионерам, получающим пенсии через ПФР, которая была произведена в январе будущего года.
Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей
или
Комментарии (10)
Это правда, что индексацию пенсий в 2017 году проведут в полном повышенном объеме?
В 2017 году индексация запланирована по уровню фактической инфляции в 2016 году, которая по расчетам Росстата составила 5,4%. Об этом заявляли ранее глава Правительства Д. Медведев и руководитель Пенсионного Фонда А. Дроздов. Нельзя сказать, что данный уровень довольно высокий, однако он законодательно правомерный. При этом повторно (дополнительно) индексация может быть проведена, так как в законе о бюджете ПФР заложена стоимость пенсионного балла, увеличенная на 5,8% по сравнению с предыдущей индексацией.
Опечатка в конце статьи:
«прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
расходная его часть — 8,5 млрд рублей».
В расходной части не млрд же, а тоже триллионов должно быть.
Да, и объясните, пожалуйста, почему материнский капитал выплачивается с пенсионных денег, а не с какого-нибудь фонда будущего.
Сергей, спасибо за замечание, уже исправили опечатку!
По поводу материнского капитала — деньги на финансирование этой программы берутся не из «пенсионных денег», которые собирает сам Пенсионный фонд, а из федерального бюджета (то есть с налогов, доходов от продажи нефти и газа и т.п.). Просто курирует эту программу Пенсионный фонд, потому что у него есть разветвленная федеральная клиентская сеть (много отделений во всех регионах страны).
Поэтому деньги на финансирование этой программы передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд, а он, по сути, занимается только их распределением. С «пенсионными деньгами» это на самом деле никак не связано, все взносы на обязательное пенсионное страхование по закону идут только на выплату пенсий. То есть выплата материнского капитала — это, по сути, расходы именно федерального бюджета, а не внебюджетного Пенсионного фонда.
А Элла Панфилова не стеснялась говорить, что из Пенсионного фонда затыкались все дыры бюджета, в частности выделялись средства на восстановительные работы в Краснодарском крае после крупнейшего наводнения и др.
Тут наткнулась на цифры, которые идут на депутатов — это 10 млн. В сравнении на всех пенсионеров страны — 8 с копейками. Это цифры за год! Может все-таки нашему руководству страны внимательней посмотреть на цифры и уменьшить зарплаты депутатам. У них итак много привилегий! А пенсионерам уменьшить возраст выхода на пенсию и увеличить мизерные пенсии.
Как всегда нет точного ответа, сколько поступает средств фонд и сколько тратится на его содержание. То, что я наблюдаю в нашем городе, на содержание фонда уходит львиная доля. Раньше чиновников было очень мало, а работа выполнялась исправно, человек не оставался без пенсии. Хотелось бы внятного ответа.
Средняя зарплата в РФ 35000 руб., количество работающих — 71 млн 800 тыс. человек. Считаем: 35000 х 22% х 71800000 х 12 мес. = 13 трлн 500 млрд рублей (приблизительно). Официальные траты ПФ около 11 трлн рублей или 8,5, как написано в данной статье. Вопрос: куда делись 2,5 триллиона рублей из бюджета ПФ? Приблизительный ответ — во воруют, а? Причем так, что им еще и Правительство РФ доплачивает (за вредность, наверное). Все цифры взяты из открытых источников, из интернета.
Ошибся в цифрах. Пересчитал, результат оказался впечатляющий. Цифры взяты «Статистический справочник 2018».
Средняя зарплата — 39144 руб. Количество работающих — 71 746 000 чел. 39144 х 22% х 71746000 х 12 мес. = 7 416 240 528 000 рублей. Пенсионеры, средняя пенсия — 13304 руб., количество 43 504 000 чел. 13304 х 43 504 000 х 12 мес. = 6 945 326 592 000. 7 416 240 528 000 — 6 945 326 592 000 = 468 331 080 000, т.е. доход Пенсионного фонда составил 468 331 080 000 рублей, грубо 468 млрд 331 млн руб.
Дальше еще интереснее. Оказывается, в ПФ поступило 4 481 900 000 000 рублей по официальному отчету ПФ. Сравните цифры 4 трлн 481 млрд, которые официально поступили в ПФ, и 7 трлн 416 млрд, которые должны были поступить в ПФ.
Вот такие дела. Возник вопрос: «Куда делись 2 трлн 935 млрд?»
А 22% — это что? Про др. выплаты, субсидии, материнский капитал, внешний долг, вклады в модернизацию, инфраструктуру, выплаты после пожаров, наводнений, при потере жилья и имущества, на пенсии нетрудоспособных и др. затраты? На одну индексацию минимальную тратятся сотни млрд рублей. А в 90-е от таких не платились налоги. И зарплаты с советских времён очень разные, были и очень низкие. Хотя была «уравниловка. В СССР проспали пенсионную реформу.