• из числа пенсионеров в РФ составляют женщины
  • россиян продолжают работать после выхода на пенсию
  • пенсий по старости ежегодно назначаются досрочно

Бесплатная консультация

онлайн-юриста

Задать вопрос

Альтернатива пенсионной реформе

1 229 0

С 2019 года Правительство приступило к очередной пенсионной реформе и поэтапно повышает пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и до 60 лет женщинам (соответственно на 5 лет). Неужели нет никакой альтернативы этому непопулярному решению? Может быть, есть другие варианты, как сделать пенсионную систему России более стабильной? Ведь эта уже третья по счету «пенсионная реформа» за последние 15 лет.

Уже неоднократно отмечалось, что многие цели анонсированной Правительством пенсионной реформы можно достичь другими способами, в том числе и вообще без необходимости повышения пенсионного возраста. Альтернативные варианты реформы предлагались многими независимыми экспертами и политическими партиями. 19 июня 2018 года партия «Справедливая Россия» даже внесла в Госдуму альтернативный пенсионный законопроект № 490788-7 «О страховой пенсионной системе в РФ», предлагающий другой вариант пенсионной реформы без повышения пенсионного возраста с возвращением к только солидарному принципу распределения пенсий. Есть и возражения другого рода — что в результате повышения пенсионного возраста, если принимать его неизбежным, можно извлекать куда больший экономический и социальный эффект, чем это предлагает вариант Правительства. Ниже мы приводим письмо одного из наших читателей, который как раз предлагает свой альтернативный вариант такой пенсионной реформы (примечание: мнение администрации сайта pensiology.ru может не совпадать с мнением автора). Стилистика автора сохранена.


Альтернативная пенсионная реформа: вариант преобразования солидарной пенсионной системы в накопительную

Наше Правительство опять решило провести очередную гениальную реформу — пенсионную. Как обычно, для всеобщего блага, а для этого им нужно срочно повысить пенсионный возраст и т.д. Вот мне и подумалось, а что, если использовать это для перехода на накопительную пенсионную систему? Вот что из этого получилось.

Нужно использовать правительственный сценарий для перевода пенсионной системы на накопительную, для чего постепенно переводить возрастные группы на персональные пенсионные счета в банке, а не в ПФР.

  • Каждому трудоспособному, которому исполняется 45 и 50 лет, в банке открывается персональный пенсионный счет. Дальнейшие взносы поступают на эти счета, а не в ПФР.
  • Безработным счета открываются сразу всем. Что и как они будут зачислять — их дело.
  • Безработные обращаются за пенсией с 45 лет и старше, остальные — нет.
  • Ставка по вкладам должна быть 8% годовых, из расчета — на 4% выше инфляции (инфляцию принимаем 4%, годовая ставка — 8%). Ставка закрепляется законодательно государством (представляю себе выражение лица банкиров, но ничего — потерпите, мы больше терпели). Это очень длинные деньги, соответственно, и процент должен быть высоким.
  • Взносы в ПФ остаются на прежнем уровне — 22% от зарплаты. Для средней зарплаты в 37 т. р. годовой взнос составит 37 × 0,22 × 12 = 97,68, для ровного счета 100 т. р.
  • Средняя пенсия составляет 14 т. р. в мес., за год это будет 14 × 12 = 168 т. р. Для удобства расчетов средняя зарплата и пенсия принимаются неизменными.
  • Пенсионный возраст повышается до 65 лет мужчинам и женщинам. Переходный период для мужчин — 10 лет, для женщин — 20 лет.

Как это сделать?

Для начала разберемся с численным составом населения РФ на 2017 год. Население РФ составляет 146 804 372 человека: родилось 1 888 729 человек, умерло 1 891 729 человек. Таблица с распределением по возрастам ниже:

Номер группыВозрастВсего (тыс. чел.)Мужчин (тыс. чел.)Женщин (тыс. чел.)
116-195804
220-24782839933835
325-291187960355844
430-341253762706267
535-391119455055689
640-441038150085373
745-49928044394841
850-54983545455290
955-591115549476208
1060-64961039645646
1165-69763729424695
1270 >1327038749356

Трудоспособного населения в РФ — 83 685 тыс. чел., а мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет всего 36 685 тыс. чел. — это пенсионеры [по старости]. Учитывая, что переходный период должен быть в 10 лет для мужчин и 20 — для женщин, и учитывая, что разделение групп на мужчин и женщин нас интересует только в гр. 7-10, имеем следующее:

  • 9 гр. мужчины «растягиваются» на 5 лет вниз, получатся — по половине группы на 5 лет.
  • Женщины:
    • 8 гр. делится пополам и опускается вниз на 2 группы.
    • 7 гр. делится пополам, в группе возраста «44-49» остается половина группы, остальная половина займет место «50-54».

Таблица распределения по возрастам изменится и примет следующий вид:

Номер группыВозрастВсего (тыс. чел.)Мужчин (тыс. чел.)Женщин (тыс. чел.)
116-195804
220-24782839933835
325-291187960355844
430-341253762706267
535-391119455055689
640-441038150085373
745-49685944392420
850-54696545452420
955-59511024742645
1060-64511024742645
1165-69763729424695
1270 >1327038749356

Взносы в Пенсионный фонд

Взносы в ПФР в 2017 году составили 4,2 трлн руб. Если учесть, что средняя зарплата составляет 37 т. р. в мес., а ставка по взносам — 22%, то в год это составит 37 × 22% × 12 = 97,68 т. р. или для ровного счета — 100 т. р. Исходя из этого, число работоспособных, которые платят взносы в ПФ, будет 4200 т. р. ∕ 100 т. р. = 42 млн чел.

Определим, какой процент это составит от общей численности работоспособных: 42000 × 100 ∕ 83685 = 50%. Сократим численность групп вдвое и пронумеруем (деление группы на мужские и женские не имеет смысла). Таблица изменится.

ВозрастВсего (тыс. чел.)Номер группы
16-1929021
20-2439142
25-2959403
30-3462684
35-3955975
40-4451906
45-4934157
50-5434828
55-5925559
60-64255510

Важное замечание. Взносы в ПФ зависят только лишь от числа работающих людей и от размера средней зарплаты. Все попытки привлечь дополнительное число работников приводят к одному — все они пополняют число безработных. У нас по разным данным:

  • 5-6 млн чел. — силовые структуры, не платящие взносы в ПФР;
  • 5-6 млн чел. — участники негосударственного пенсионного обеспечения;
  • 42 млн чел. — граждане, за которых уплачиваются взносы в ПФР.

Сложив эти цифры, получаем 54 млн чел. Максимум. Вычтем это число из 83685 тыс. трудоспособных граждан — получим 29,68 млн чел. Число пенсионеров по возрасту, учитывая данные ПФР, составляет 36 млн чел. Всего, по данным ПФР, у них 45 млн пенсионеров — уберем пенсионеров по возрасту: 45 – 36 = 9 млн чел. — пенсионеров трудоспособного возраста. Их нужно вычесть из числа безработных: 29,68 – 9 = 20,68 млн чел. — это реальные безработные, как бы их не называли. Врать и рассказывать друг другу сказки не надо — цифры вещь упрямая!

Введем группу «иные», к ним отнесем 0,68 млн чел. — это школьники, студенты и т. д. Безработных будет 20 млн чел., делим их на 10 групп и распределяем их так же, как в предыдущей таблице. Численность трудоспособного населения составит — 42 млн чел. Т.к. все или почти все безработные имеют трудовой стаж и обращаются в ПФ, пополняя его ряды, то будет логично объединить смертность и рождаемость получателей пенсий и безработных. Рассчитаем, для чего составим пропорцию:

1,892 — 83,685
Х — 62

где:

  • 1,892 — смертность общая;
  • 83,685 — число трудоспособных;
  • Х = 1,892 × 62 ∕ 83,685 = 1,4 млн чел. в год, а за 5 лет — 7 млн чел.

Итак, имеем: смертность — 7 млн чел., рождаемость — 7 млн чел., пенсионеров — 36 млн чел., безработных — 20 млн чел.

Работающие пенсионеры

Отдельная скользкая тема — работающие, официально трудоустроенные пенсионеры. Вопрос: а чьи рабочие места они занимают? Если они платят взносы в ПФ и учтены в фонде, то эти рабочие места числятся в ПФ, т.е. в тех самых 42-х млн рабочих мест. Их нужно уменьшить на число работающих пенсионеров, а число безработных увеличить, соответственно. По разным оценкам их число составляет от 10 до 13 млн чел., т.е. безработных у нас 30-33 млн чел., а это больше всего трудоспособного населения Украины. С такими параметрами проводить реформу — безумие. Реформу нужно отложить на год, пенсионерам запретить работать со следующего года (как бы не было их жаль — другого выхода нет). Бизнес за год должен подготовить им замену. Освободившиеся рабочие места заполнить безработными. Тогда у нас действительно станет 20 млн чел. безработных. Разберемся с возрастными группами младше 16 лет, для чего из всего населения России вычтем работоспособных и пенсионеров. Получится 146,804 — 83,865 — 36,685 = 26,24 млн чел. Определим, сколько придется на уплачивающих взносы в ПФ и безработных. Составим систему

26,24 — 83.685
Х — 62

Получим Х = 19,44 млн чел., делим на 3 и получаем 3 группы по 6,3 млн чел. — учтем на будущее! Для лучшего понимания сути предстоящего, объясним это на пальцах. Работоспособное население включает в себя:

  • уплачивающих взносы в ПФР;
  • пенсионеров работоспособного возраста;
  • получателей негосударственных пенсий;
  • силовиков, иных и безработных.

Итак, всего работоспособных = ПФР + пенс. ПФР + НПФ + силовики + иные + безработные. Подставим известные цифры: 83,865 = 42 + 9 + 6 + 6 + 0,865 + 20 — вроде, все сходится.

Суть правительственной реформы

Суть реформы Правительства в том, чтобы изъять из числа пенсионеров полторы возрастные группы — 60-64 года, что составит 15 млн чел. (из таблицы Росстата) и добавить их к работоспособным.

Пенсионеров станет 36 — 10 = 26 млн чел. Работоспособных станет 83,865 + 15 = 98,865, т. к. рабочие места заняты, а новых не предусмотрено, то они пополнят число безработных, и их станет 20 + 15 = 35 млн чел. В переходный период их число возрастет до 40 млн чел., а потом вернется к 35 млн чел. Дальше пойдет ускоренный рост числа пенсионеров по 1-2 млн чел. за 5 лет.

Успех реформы временный, чтобы досидеть оставшийся срок.

Что предлагает автор

Суть предлагаемой альтернативной реформы приводится выше. Далее идут расчеты.

Итак, имеем следующие исходные данные: число трудоспособных, уплачивающих взносы в ПФ — 42 млн чел., пенсионеров — 36 млн чел., смертность — 7 млн чел. за 5 лет, рождаемость — 7 млн чел. за 5 лет, средний взнос — 100 т. р. в год, средняя пенсия — 168 т. р. в год. Итого: взносы в ПФ — 42 × 100 = 4,2 трлн руб., выплаты — 36 × 168 = 6,048 трлн руб., дефицит — 4,2 — 6,048 = 1,85 трлн руб.

Повторим таблицу, добавив безработных:

ВозрастКол-во в тыс. челНомер группыБезработных в тыс. чел
16-19290212
20-24391422
25-29594032
30-34626842
35-39559752
40-44519062
45-49341572
50-54348282
55-59255591
60-642555101

Из таблицы видно, что за первые 5 лет:

  • Число пенсионеров увеличится на 2,555 млн чел. (10 гр.) и на 1 млн чел. (безработные), а уменьшится на 7 млн чел. (смертность). Пенсионеров будет 36 + 2,555 + 1 – 7 = 32,55 млн чел. Прибудет 6,3 млн чел., которые заменят 10-ю гр., а остальные направятся к безработным. Их станет 20 + 6,3 – 2,555 – 1 = 22,74 млн чел.
  • За это время на пенс. счета переведено 2 группы — 6 и 7. Взносы в ПФ уменьшатся на (5190 + 3415) т. чел. × 100 т. р. = 0,9 трлн руб. и станет 4,2 – 0,9 = 3,2 трлн р., выплаты составят 32,55 × 168 т. р. = 5,47 трлн. р., дефицит — 3,2 – 5,47 = 2,27 трлн р.

Посмотрим, что произойдет еще через 5 лет:

  • Число пенсионеров уменьшится на 7 млн чел. и увеличится на 2,555 млн чел. (9 гр.) и 1 млн чел.(безработные) и станет 32,55 – 7 + 2,555 + 1 = 29,1 млн чел. Из ПФ выбывает еще 1 группа — 5-я — 5,19 млн чел., взносы станут меньше на 5,19 × 100 = 0,52 трлн р., т. е. 3,2 – 0,52 = 2,7 трлн р. Прибывает группа 6,3 млн чел., из них 2,555 млн чел. пополнит ПФ взамен 9 гр. Остальные 6,3 – 2,55 = 3,8 млн чел. уходят к безработным.
  • Безработных станет 23,94 + 3,8 — 1 = 26,7 млн чел.
  • Исходя из того, что выплаты в ПФ производят только группы до 45 лет, а это 6/10 работоспособных, то выплаты будут составлять 4,2 × 0,6 = 2,52 трлн р. в среднем. Выплаты — 29,1 × 68 = 4,9 трлн р., дефицит — 2,4 трлн р.

Рассмотрим следующие 5 лет:

  • Пенсионеры: прибывает 8-я группа — 3,482 млн чел., 2 млн чел. безработных, убывает 7 млн чел. Получается: 29,1 + 3,482 + 2 – 7 = 27,6 млн чел.
  • Работоспособные. Из ПФ убывает 3-я группа — 5,94 млн чел. со счетами, прибыла группа 6,3 млн чел., из них 3,482 млн чел. заменят убывшую 8-ю группу, остальные 6,3 – 3,482 – 2 = 0,8 млн чел. пополнят число безработных, и их станет 26,7 + 0,8 = 27,5 млн чел.
  • Взносы — 2,52 трлн р., выплаты — 168 × 27,6 = 4,6 трлн. р., дефицит — 2,08 трлн. р.

Начинается самое интересное. В следующие 5 лет:

  • К пенсионерам прибывает 7-я группа уже с пенс. накоплениями, поэтому им будет выплачиваться не пенсия, а доплата 5 т. р. в мес. или 60 т. р. в год. Доплата будет только в течении 5 лет, накопленного капитала на их счетах пока недостаточно. Это видно из приведенной ниже таблицы. Пенсионеров останется 27,6 + 2 – 7 = 22,6 млн чел. и 3,415 млн чел. со счетами.
  • У работоспособных картина такая: убывает еще одна группа — 2-я, 4,918 млн чел. со счетами, но также переходит к пенсионерам 7-я группа — 3,415 млн чел., которую заместит часть вновь прибывающей группы в 7 млн чел. Остальная часть — к безработным 7 – 3,415 – 2 = 1,58 млн чел.
  • Безработных будет 28 + 1,58 = 29,58 млн чел. Почему вместо 6,3 появилась цифра 7? Потому что группы по 6,3 закончились, и пошли группы, равные смертности.
  • Взносы — 2,52 трлн. р., выплаты — 168 × 22,6 + 3,415 × 60 = 3,8 + 0,2 = 4 трлн р., дефицит — 1,5 трлн р.

Смотрим, что будет через очередные 5 лет:

  • Пенсионерам не добавляется группа 6-я — 5,19 млн чел., т. к. они уже имеют достаточные накопления. Безработные больше не прибывают, убывает 7-я гр., и их станет — 22,6 – 7 = 15,6 млн чел.
  • У трудоспособных новая группа компенсирует убыль 6-й группы — 5,19 млн чел. 7 – 5,19 – 2 = – 0,19 млн чел. эти убывают к безработным, их станет 29,58 – 0,19 = 29,4 млн чел. С этого момента поступления в группу пенсионеров прекращаются.
  • Взносы — 2,52 трлн р., выплаты — 168 × 15,6 = 2,62 трлн р., дефицит — 0,1 трлн р. Пенс. счета открываются еще с 40 лет.

Через 30 лет реформы будем иметь следующее:

  • Пенсионеров 15,6 – 7 = 8,6 млн чел., безработных 29,4 + 7 – 5,6 (5-я гр.) – 2 = 28,8 млн чел.
  • Взносы — 2,1 трлн р., т. к. платят только половина из 10 групп, выплаты — 168 × 8,6 = 1,44 трлн р., профицит — 0,66 трлн р.

Через 35 лет:

  • Пенсионеров 8,6 – 7 = 1,6 млн чел.
  • Безработных 28,8 + 7 – 6,258 (4-я гр.) — 2 = 27,54 млн чел.
  • Взносы — 2,1 трлн. р., выплаты — 168 × 1,6 = 0,27 трлн р., профицит — 1,83 трлн р. Всем открываются пенсионные счета.

Итак, чего мы достигли?

За 35 лет мы перешли на новую высокоэффективную пенсионную систему. Оставшиеся выплаты нужно производить за счет оставшегося профицита. Через 40 лет ПФ можно закрыть, оставшиеся функции передать в фонд соц. страхования, либо объединить их.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D1%8E%D1%80%D1%8B-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-1169407/

Фото pixabay.com

Недостатки

Понятно, что без издержек не обойтись. Это в первую очередь, колоссальный рост безработицы, большой дефицит, не такой быстрый рост пенсий, как хотелось бы. Но, если подключится государство, проблема решаема. Но дело в том, что все эти издержки абсолютно такие же, как и в правительственном варианте — не больше, а перспективы абсолютно разные.

Претендовать на высокую достоверность результата не приходится из-за противоречивости исходных данных, но методика расчетов правильная.

Достоинства системы

У человека больше не висит перед глазами морковка в виде гос. пенсии, человек сам распоряжается своим счетом, решает, когда и сколько денег положить, снять, исходя из своих возможностей и потребностей, когда уйти на пенсию. Пенсионный капитал никуда не исчезает в случае смерти пенсионера, он передается по наследству в соответствии с волей умершего. Наследник вправе распорядиться им по своему усмотрению. Это большой вклад в благосостояние семьи.

Пенсионный капитал человека с зарплатой 18 т. р. в 60 лет составит 14994 т. р., годовой процент составляет 14994 × 0,08 = 1199,52 т. р., или 1199,52 ∕ 12 = 99,96 т. р., или 1,36 тыс. евро в месяц — ау, Антон Германович, как вам? Европа? При зарплате в 37 т. р. в 60 лет имеем 27978 т. р., годовой процент — 27978 × 0,08 = 2238 т. р. в месяц — 2238 ∕ 12 = 186 т. р., или 2,55 тыс. евро, ну и как?

Исчезнет само понятие пенсионный возраст, человек сам решает, сколько ему работать и когда выходить на пенсию.

У государства исчезает необходимость заниматься денежными пенсионными делами, пенсионным фондом, думать, как повысить пенсию, как индексировать. Задача — обеспечить нормальный процент по вкладам и рабочими местами с достойной зарплатой. А для борьбы с безработицей за период с 30-го по 35-й год реформы уменьшить пенсионный возраст до 60 лет для мужчин и женщин и строго следить за соблюдением — это снизит безработицу на 10 млн чел. в перспективе до 20 млн чел. Работать после 60 лет разрешать в исключительных случаях.

Первоочередной задачей правительства является увеличение числа рабочих мест: увеличение еще на 5 млн приведет к снижению числа безработных на 5 млн чел. Если все это делать одновременно, то издержек будет значительно меньше. Необходимо минимум 60 млн рабочих мест для того, чтобы вернуть число безработных к 5 млн чел.

Человек больше не ждет выхода на пенсию, как начала нищеты, не думает, где и как подработать. Наоборот, он может себе позволить больше, чем раньше.

Положительный эффект от этого трудно себе представить, но все же, например:

  • Возрастет покупательная способность населения — это благотворно скажется на экономике.
  • Ускорится борьба с бедностью, т. к. пенсионер может помочь нуждающемуся родственнику, люди будут получать по наследству хорошие капиталы.
  • Все виды отчислений на зарплату можно и нужно переложить непосредственно на работника. Это будет способствовать выводу предприятий из «серой зоны», т. к. одной из причин ухода в серую зону является то, что налоги на фонд зарплаты предприниматель платил «в белую» – минимальную часть, а с «серой части» налоги также высчитывались и оставались у предпринимателя в виде приятного бонуса. Также нужно поступить и с подоходным налогом — ФНС с этим запросто справится.
  • Ну и много чего еще.

Расчет пенсионного капитала и пенсий в результате реформы

Внизу приведены таблицы с расчетами пенсионного капитала и пенсий, для зарплат в 37 и 18 т. р.:

ГодДоход — 37 тыс. руб. в месяцДоход — 18 тыс. руб. в месяц
Взнос тыс. руб.Доход в тыс. руб. от %Тыс. руб. в годТыс. руб. в мес.Взнос тыс. руб.Доход в тыс. руб. от %Тыс. руб. в годТыс. руб. в мес.
1100,008,00108,000,7250,004,0054,000,36
2208,0016,64224,641,50104,008,32112,320,75
3324,6425,97350,612,34162,3212,99175,311,17
4450,6136,05486,663,24225,3118,02243,331,62
5586,6646,93633,594,22293,3323,47316,802,11
6733,5958,69792,285,28366,8029,34396,142,64
7892,2871,38963,666,42446,1435,69481,833,21
81063,6685,091148,767,66531,8342,55574,383,83
91248,7699,901348,668,99624,3849,95674,334,50
101448,66115,891564,5510,43724,3357,95782,275,22
111664,55133,161797,7111,98832,2766,58898,865,99
121897,71151,822049,5313,66948,8675,911024,766,83
132149,53171,962321,4915,481074,7685,981160,757,74
142421,49193,722615,2117,431210,7596,861307,618,72
152715,21217,222932,4319,551357,61108,611466,219,77
163032,43242,593275,0221,831516,21121,301637,5110,92
173375,02270,003645,0224,301687,51135,001822,5112,15
183745,02299,604044,6326,961872,51149,802022,3113,48
194144,63331,574476,2029,842072,31165,792238,1014,92
204576,20366,104942,2932,952288,10183,052471,1516,47
215042,29403,385445,6836,302521,15201,692722,8418,15
225545,68443,655989,3339,932772,84221,832994,6619,96
236089,33487,156576,4843,843044,66243,573288,2421,92
246676,48534,127210,5948,073338,24267,063605,3024,04
257310,59584,857895,4452,643655,30292,423947,7226,32
267995,44639,648635,0857,573997,72319,824317,5428,78
278735,08698,819433,8862,894367,54349,404716,9431,45
289533,88762,7110296,5968,644766,94381,365148,3034,32
2910396,59831,7311228,3274,865198,30415,865614,1637,43
3011328,32906,2712234,5981,565664,16453,136117,2940,78
3112334,59986,7713321,3588,816167,29493,386660,6844,40
3213421,351073,7114495,0696,636710,68536,857247,5348,32
3314595,061167,6015762,67105,087297,53583,807881,3352,54
3415862,671269,0117131,68114,217931,33634,518565,8457,11
3517231,681378,5318610,21124,078615,84689,279305,1162,03
3618710,211496,8220207,03134,719355,11748,4110103,5267,36
3720307,031624,5621931,59146,2110153,52812,2810965,8073,11
3822031,591762,5323794,12158,6311015,80881,2611897,0679,31
3923894,121911,5325805,65172,0411947,06955,7612902,8386,02
4025905,652072,4527978,10186,5212952,831036,2313989,0593,26

Еще несколько слов о правительственной реформе

Если правительство и поддерживающие их депутаты забыли, что взносы в ПФ определяются только количеством рабочих мест, охваченных фондом, то я им напомню. Более того, исходя из отчетности ПФ, взносы равны 4,2 трлн р. А это значит, что число работоспособных, уплачивающих взносы в ПФ 4200 т. р. ∕ 100 т. р. = 42000 т. чел. (100 т. р. — средняя зарплата в год).

  1. Взносы в ПФ останутся на прежнем уровне примерно 4,2 трлн р., если не добавится рабочих мест и не повысится средняя зарплата, а люди, прибывшие за это время (примерно 15 млн чел.), отправятся на биржу труда и пополнят число безработных.
  2. Число безработных может возрасти до 40 млн чел.
  3. Число пенсионеров снизится до 26 млн чел., пенсия будет максимум 4,2 трлн р. ∕ 26 млн чел. = 160 т. р. в год или 13,33 т. р. в месяц — без дотаций государства.
  4. В последующее время число безработных будет расти примерно по 1-2 млн чел. за 5 лет.

Вот такую судьбу нам уготовило наше гениальное Правительство. Много горьких вопросов возникает по этому поводу и к господам депутатам, и к экономистам, и к нашим высшим правителям. Если это не государственное преступление, то что это? Реформа явно бессмысленна и преступна. Слишком все запущено — чтобы как-то сбалансировать систему, нужно повышать пенсионный возраст до 70 лет.

Почему бы не вынести вопрос на обсуждение людей, специалистов и выбрать лучший вариант реформы — а я уверен, что есть вариант лучше. Правительственная реформа — это далеко не единственный и не лучший вариант.

Анатолий, kiyaevap@gmail.com

Мнение администрации сайта pensiology.ru может не совпадать с мнением автора

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

+ +