• из числа пенсионеров в РФ составляют женщины
  • россиян продолжают работать после выхода на пенсию
  • пенсий по старости ежегодно назначаются досрочно

Бесплатная консультация

онлайн-юриста

Задать вопрос

Суть пенсионной реформы

  • Свернуть
  • Развернуть
Навигация по статье
352 4

Пенсионная система нашей страны, на протяжении всего постсоветского периода является самой реформируемой составляющей государственного устройства. С начала 2015-го года стартовал очередной этап реформ, переводящий пенсионное обеспечение на принципиально новые положения. Были введены новые понятия, изменена формула расчета страховой пенсии.

Пенсионные права, полученные гражданами до начала реформы, переведены в пенсионные коэффициенты (баллы) и все расчеты производятся специалистами ПФР именно в них. Переводятся они в рубли уже на этапе назначения пенсии.

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей, которые и формировали ее сумму — это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде взносов, перечислявшихся страхователем.

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл, с января 2015 года стала применяться и в России.

Правовое регулирование нового порядка расчета и назначения пенсии осуществляется Федеральными Законами РФ N 424 от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и N 400 от 28.12.2013 в редакции от 29.12.2015 года «О страховых пенсиях».

Изменения коснулись только порядка назначения и расчета страховых пенсий и не распространяются на государственные программы пенсионного обеспечения.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий:

Страховая и накопительная части трудовой пенсии теперь стали отдельными ее видами, а в формулу расчета введен индивидуальный пенсионный коэффициент, стоимость которого устанавливается постановлением Правительства РФ и увеличивается ежегодно (индексируется).

Вместо базового размера пенсии введено понятие фиксированной выплаты (ФВ). Перечень граждан, имеющих право на повышение ФВ, устанавливается статьей 17 Закона от 28.12.2013 N 400.

При формировании пенсий для отдельных групп пенсионеров применяются повышающие коэффициенты, значение которых для ФВ и страховой пенсии отличается в зависимости от категории получателя (например, проживающим в районах Крайнего Севера).

Формирование страховой и накопительной пенсии

Формирование страховой пенсии происходит за счет средств, перечисляемых на лицевой персонифицированный счет в виде обязательных ежемесячных взносов, сумма которых переводится в баллы. Трудовой стаж, заработанный до 2002 года, так же конвертируется в пенсионные коэффициенты и учитывается при формировании пенсии.

С 2016 года страховой стаж, который необходим при назначении страховой пенсии по старости — 7 лет, с увеличением в каждом следующем году на 1 год до 15 лет (ч. 12 ст. 35 Федерального Закона № 400). Значение ИПК должно достигать 9 с увеличением его значения на 2,4 до достижения 30-ти баллов (ч. 3 ст. 35 Федерального Закона N 400).

Накопительная пенсия может формироваться гражданами 1967 г. р. и моложе, в случае если они сделали выбор в ее пользу до 31.12.2015 и начисляется исходя из средств, накопленных на лицевом счете (ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ).

Страховые взносы, перечисляемые работодателем на персонифицированный счет застрахованного лица, составляют 22% от его заработной платы (6% из которых являются солидарной частью, уходят на нужды государства и не учитываются на лицевом счете).

У будущего пенсионера есть два варианта действий:

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 «О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

где:

  • СП — итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК — стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ — фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом индексации, произведенной в 2016 году ее размер равен 4558 рублей 93 копейки.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2016 году составляет 74 рубля 27 копеек.

Расчет накопительной пенсии производится согласно с требованиями (ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ). Для определения ее размера сумма накоплений делится на продолжительность предполагаемых выплат, которая составляет 234 месяца.

В случае, если пенсионер, после приобретения пенсионных прав, отсрочил на 1 год и более свое обращение за назначением накопительной пенсии, то количество месяцев предполагаемой продолжительности выплаты будет сокращаться на количество месяцев, что послужит увеличению суммы ежемесячной пенсионной выплаты.

Пример

Время предполагаемого выхода на пенсию у Эдуарда Петровича — декабрь 2016 года. В январе 2015 его пенсионные права были конвертированы в баллы и составляли 90 баллов. До декабря он сможет заработать еще 7 баллов.

За прохождение срочной военной службы на флоте в течение трех полных лет получил еще 5,4 балла.

Складывая все баллы, получим индивидуальный пенсионный коэффициент — 102,4.

Учитывая размер ФВ на 2016 год, составляющий 4 558,93 рублей, стоимость одного ПК — 74,27 рубля и отсутствие прав на применение повышающих коэффициентов производим расчеты:

  • 4558,93 + 102,4 х 74,27 = 12 164 рубля.

У Эдуарда Петровича имеются пенсионные накопления, которые на дату выхода на пенсию будут составлять 250 000 рублей. Сумму накоплений делим на время предполагаемых выплат, в 2016 году составляющее 234 месяца и получаем накопительную пенсию в размере 1068 рублей. Следовательно, пенсионное обеспечение по обоим видам пенсий у Эдуарда Петровича составит:

  • 12164 + 1 068 = 13 232 рубля.

Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)

Законом N 400 от 28.12.2013 в редакции от 29.12.2015 было введено новое для отечественной пенсионной системы понятие индивидуального пенсионного коэффициента.

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный трудовой стаж, но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год. Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2016 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. На текущий год она была установлена в размере 74 рубля 27 копеек.

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год.

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось.

В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности, связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284.

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы с 2017 года

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы.

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для государственных служащих, пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для работающих пенсионеров ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • Министерством финансов предлагается передача функций по сбору пенсионных отчислений в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • Накопительную пенсию, на формирование которой, в течение трех лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы системы пенсионного обеспечения. Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

352 4

Комментарии (4)

Показано из 4
Скрыть комментарии

Поделитесь своим мнением

Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей

или